Эксперты кабмина полагают, что Россия может оказаться в плюсе от «зелёного поворота»
После того как оценки потерь российских экспортёров от введения трансграничного углеродного регулирования ЕС (ТУР, или Cross-Board Ajustment Mechanism, CBAM) оказались в 25–100 раз ниже ожиданий, аналитики углубились в более детальные расчёты. В масштабном докладе экспертов ЦЭНЭФ-ХХI «СВАМ. Последствия для российской экономики» моделируются десять сценариев с разными масштабами покрытия выбросов парниковых газов углеродным регулированием, ценами «на углерод» в России и углеродоёмкостью отечественной продукции.
Авторы доклада ЦЭНЭФ-ХХI замечают, что платежи по СВАМ не являются индикатором потерь российского бизнеса (их плательщики – импортёры российских товаров в Евросоюз, а не поставщики из РФ), а реальные потери для России связаны с сокращением рыночных ниш. Чем большие преимущества получает российский производитель, тем (при неизменной углеродоёмкости) выше платежи импортёров его продукции по СВАМ; обнулены же они могут быть за счёт декарбонизации российского экспорта.
В ЦЭНЭФ-ХХI отмечают, что схема СВАМ может расширяться на новые товары и географически – США, Канада и Япония уже рассматривают возможность запуска подобных механизмов. В этом случае при фиксированной углеродоёмкости продукции российского экспорта рассчитанные уже с учётом вытеснения её с рынков потери именно российских поставщиков могут вырасти к 2050 году до $25–126 млрд, считают авторы исследования. В центре при этом убеждены, что «динамичная низкоуглеродная трансформация может приносить доход и служить драйвером экономического роста», а «низкоуглеродные технологии – огромные новые рыночные ниши объёмом в триллионы долларов к середине века».
К схожим выводам пришли и эксперты Аналитического центра при правительстве (АЦ) в опубликованном вчера энергетическом бюллетене, однако там указывают на слабость соответствующей политики в России: нормативная база учёта парниковых газов в РФ значительно отлична от регулирования в ЕС и не позволит национальным производителям претендовать на послабление CBAM. Так, в ЕС предусмотрено стимулирование снижения выбросов, а в РФ стремятся активизировать поглощение парниковых газов.
В АЦ выделяют ряд направлений адаптации российской экономики к CBAM – это гармонизация норм углеродного регулирования с европейскими стандартами, «низкоуглеродная» модернизация ТЭКа и диверсификация экспорта. Предложения ЦЭНЭФ-ХХI более развёрнуты и конкретны и дополняются необходимостью обязательного расчёта углеродоёмкости продукции, учета её в справочниках наилучших доступных технологий и формирования систем бенчмаркинга по удельным выбросам парниковых газов, гармонизированных со СВАМ и другими международными системами. Также там считают необходимым принять амбициозную низкоуглеродную стратегию до 2050 года и отраслевые документы по декарбонизации, стимулировать развитие низкоуглеродного производства, искать другие сырьевые рынки, занимать рыночные ниши ЕС и расширять поставки российской продукции с низкоуглеродным следом.
«При введении заградительных пошлин отрасли и рынки могут довольно гибко адаптироваться к новой ситуации – не так, как ожидали инициаторы», – соглашаются в АЦ, отмечая, что у РФ появился шанс переманить к себе производства продукции более глубокого передела. «Но важным условием реализации такой возможности является благоприятный инвестиционный климат», – отмечают аналитики центра. Пока инвесторы проявляли интерес «прежде всего к дешёвым энергоресурсам, а не к развитию других конкурентных преимуществ России».
Источник: Коммерсант