Расходы на «умные» счётчики тепла и воды могут включить в тарифы
Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание «цифровой инфраструктуры», включая установку «умных» приборов учёта. В некоторых регионах это может привести к росту общего платежа за ЖКХ сверх инфляции. Как передал «Коммерсант» 26 июля, ФАС выступает против изменений принципов расчёта платежа. Долгие годы регуляторы сдерживали индексацию тарифов на уровне 3-6%, говорят эксперты, считая их рост сверх инфляции вполне ожидаемым.
Минстрой нашёл источник финансирования для цифровизации отрасли теплоснабжения и водоснабжения. Расходы на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры», в том числе программ, сайтов и «технических средств», предлагается включать в тариф на тепло и воду. Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства, рассказали газете источники и подтвердили в самом министерстве. В Минстрое отметили, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний «IT-мероприятия, в том числе «умные» системы учёта».
Увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд рублей до 2030 года. Речь идёт об установке типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учёта, «умные» датчики, системы контроля зданий и т. д. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок её службы.
Вместе с тем поправки Минстроя могут привести к росту общего платежа за коммунальные услуги выше инфляции, следует из проекта постановления. Рост общего платежа ограничен предельным индексом. Согласно документу, индекс в отдельном муниципальном образовании можно будет установить выше регионального уровня. Впрочем, собеседники издания сомневаются, что инициатива будет одобрена: аналогичные поправки планировалось ввести для включения в сетевые тарифы цен на «умные» электросчетчики, но предложения так и не приняты.
В ФАС уже сказали, что «не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан». Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В ФАС также подчеркивают, что возможность учёта затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать её необходимость.
В Минстрое заявили, что поправки «не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства». Повышение размера платы выше предельных индексов не допускается, говорят в Минстрое. В Минэнерго и Минэкономики не ответили.
В «Совете производителей энергии» поддерживают возможность учёта в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. Сейчас возможность «включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена», утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации.
В «Т Плюс» сообщили, что заинтересованы в инициативе Минстроя. «Наши расходы на программное обеспечение и информационную безопасность растут. Чтобы обеспечить качественную работу IT-инфраструктуры, от которой зависят многие процессы, необходимы источники. С внедрением цифровой инфраструктуры будет возрастать и качество услуг», – пояснили в компании. Там отмечают, что пока не проводили оценку увеличения тарифов в регионах с тарифным регулированием, при этом в регионах с ценообразованием по методу альтернативной котельной цены не изменятся. В «Интер РАО», «РусГидро» и в «Газпром энергохолдинге» комментариев не дали.
Во втором полугодии 2022 года в городах-миллионниках плата за ЖКУ составит 6-11 тыс. рублей на семью из трёх человек в двухкомнатной квартире, говорит Алексей Фаддеев из ИПЕМ. Тепло- и водоснабжение – основная статья в структуре платы за ЖКУ (51–67%). Среднегодовой прирост платы со второго полугодия 2016 года составляет 3-6%, отмечает он. Аналитик подчёркивает, что в текущем году налицо дисбаланс между тарифами за ЖКУ и инфляцией, которая, очевидно, будет выше. В таких условиях можно сокращать издержки ресурсоснабжающих организаций (в первую очередь, инвестиционные) и расширить применение бюджетных субсидий для малообеспеченных граждан. Однако, считает г-н Фаддеев, эти механизмы «имеют ограниченный потенциал применения, поэтому повышение тарифов сверх инфляции представляется ожидаемым».
Источник: Коммерсант